Операция IGOR: как Tyler, The Creator пудрит всем мозги новым альбомом
Тайлер Оконма превращается в великого комбинатора
Сразу предупреждаем: этим текстом мы не намекаем на концерт Tyler, The Creator в Украине.
Cамым обсуждаемым альбомом прошлой недели стал шестой студийник Тайлера Оконмы, или Tyler, The Creator - IGOR. Почти все тексты альбома находятся в топе Genius, пользователи в Twitter плачут от счастья, критики ставят не меньше трех с половиной звезд из пяти. Это все при том, что Тайлер анонсировал IGOR за полторы недели до выхода.

Причина такого хайпа кроется в содержании и обращении с ним. Тайлер записал, пожалуй, самый откровенную пластинку из всех, что у него были. Только не факт, что IGOR о нем.

.
Исследование отношений - своих или выдуманных - началось еще на Flower Boy. Журналисты стали строить разные теории о личной жизни Тайлера, о его либл гомосексуальности, либо бисексуальности. Он умело пользуется этим, разгоняя слухи в IGOR во всю силу. Несколько якобы однозначных заявлений - и появляется цунами спекуляций, которое оборачивается в тонны трафика и внимание к персоне. Тайлер - личность небезызвестная. Разного рода знакомства, патронаж перспективных и пробивных артистов, создают вокруг него ауру авторитета.


После твита Джейдена Смита (сын Уилла Смита, - прим.ред.) об отношениях с Тайлером, большинство приняли слова малого за чистую монету. С выходом IGOR эта монета стала блестеть прямо-таки ослепительно. Только есть нюанс. Мы живем в мире пост-правды, где фактами легко манипулировать. Тайлер это прекрасно знает и умело использует. Он никогда не говорил ничего прямо.
Оконма был острословом-провокатором, который вертел окружающий его мир. Сейчас он сосредоточил внимание слушателя на мире, возможно, из своей головы. В IGOR музыкант представляет скорее фикшен-персонажа, чем себя. В это легко поверить: настоящий голос Оконмы слышен здесь очень редко. Вокал там и сям обложен эффектами. Такой ход дает простор для создания как информационного, так и культурного мифа.
Если обращаться к названию, то IGOR - действительно эдакий монстр Франкенштейна. За последнего выступает Тайлер, который тайно "сшивает" жанры, сэмплы и инструменты по своему разумению. Где еще можно было бы услышать соседство грязной гитары Джека Уайта с томной Кали Учис, сэмплов Эла Грина и японского соул-ветерана Татцуро Ямашиты?

В этом отношении Тайлера хвалят все. IGOR звучит, как прекрасный образец постмодернизма. Но многие умеют тасовать жанры так, чтобы получился старый новый шедевр. В чем же тогда сила Тайлера? В том, что он сознательно открещивается от поп-музыки. В IGOR все происходит очень плотно и быстро. Очень часто треки заканчиваются на самом интересном, чтобы уступить место другим.
Тайлер под завязку наполняет пространство разными музыкальными слоями - типичными хуками, балладными клавишными, рок-н-роллом, фанком, звуками а-ля импровизации Стиви Уандера. Западные критики говорят, что IGOR - прототип будущего хип-хопа. Но они не уточняют, что будущее заключается только в экстраординарном подходе артиста и ни в чем другом.

Назвать Тайлера новатором крайне сложно, а вот талантливым комбинатором - легко. Из понятной музыки он делает непонятную, но интересную. Минимальные способности бездарей вроде Playboy Carti и Lil Uzi Vert, он превращает в значимые мазки, которые задают тон общей картине.
IGOR получился отличным доказательством того, что традиционные промо-кампании больше не нужны. Синглы, клипы, интервью? Лишняя трата денег. Если у тебя есть культовость - а у Тайлера она есть - то можно наложить на нее немного мистификации. Мистификацией здесь покрыто буквально все. От того, о ком на самом деле поет Тайлер до людей, что поучаствовали в записи IGOR. Сначала думали, что тут есть King Krule, но ошиблись. Потом были уверены в присутствии Фрэнка Оушена, однако Тайлер опроверг это.

В общем, отличная стратегия. Правда, не факт, что она сработает с кем-нибудь другим, кроме Тайлера.